Нефтесервисные компании

11.09.2017 13:39
Нефтесервисные компании
Иллюстрация:
Gazprom-neft.ru

Процесс, связанный с добычей нефти, является достаточно сложным, включающим в себя трудоемкую подготовительную работу, состоящую из нескольких этапов. К подготовительным этапам относится геологическое исследование, сейсморазведка, бурение скважины, испытание скважины и многое другое. Таким образом, чтобы немного облегчить задачи нефтедобывающим компаниям, в настоящее время существуют, так называемые, нефтесервисные компании. Суть их деятельности заключается в том, что такие компании занимаются предоставлением различных услуг, связанным с бурильными работами, а также добычей полезных ископаемых.

Их работа включает в себя:

  • предоставление консультаций;
  • проведение сейсморазведки;
  • бурильные работы;
  • проведение геофизического изучения скважины;
  • проведение испытательных работ;
  • цементирование скважины;
  • организация механизированной добычи нефти и многое другое.

Таким образом, прибыль нефтесервисных компаний основана на обслуживании разведки и добычи основных сырьевых товаров, которыми являются нефть и природный газ. Такие компании и их клиенты имеют взаимовыгодные отношения. По словам известного Джозефа Беннетта (компания Tidewater), данное направление бизнеса следует за бурильщиками – если компании, которые осуществляют разработку и добычу, не приступают к бурению, то и нефтесервисные компании также не начинают свою работу. Таким образом, в каждой стране существуют свои определенные нефтесервисные компании. Так, в США насчитывается свыше нескольких тысяч компаний, которые предоставляют указанные выше услуги. Но, несмотря на это, только акции 91 из них торгуются на биржах.

Трудоемкая нефтесервисная индустрия предлагает огромное количество различных услуг, направленных на обеспечение поддержки разного рода. Таким образом, работающие в данной сфере компании, предоставляют свои услуги и на суше, и на море. Как правило, с их помощью осуществляется разведка и добыча, а также завершается бурение скважин, проводится геологический анализ и многое другое. Кроме этого, крупнейшие нефтесервисные компании также предоставляют услуги по моделированию месторождения, мониторингу и сейсмо-прогнозированию. Ценность компании напрямую зависит от количества предоставляемых ею услуг.

Таким образом, на мировом нефтесервисном рынке наиболее известными являются такие компании, как Schlumberger, Halliburton, McDermott и BJ Services. Компания Schlumberger завоевала свое лидерство путем предоставления широкого ассортимента предоставляемых услуг. Игроками среднего уровня являются такие компании, как Tidewater, Oceaneering International и Seacor Holdings. Основная их деятельность заключается в поставке целых флотов судов поддержки для морских буровых установок и платформ. Они осуществляют доставку различных технологических инструментов, предназначенных для бурения скважин, транспортируют рабочие команды, занимаются буксировкой буровых установок, устанавливают и снимают якоря, а также оказывают помощь во время ремонта и строительства. Порядка 45% прибыли отрасли приходится на службы обеспечения. Еще 35% дохода получается от бурения, а вся остальная прибыль – от производства оборудования. Компании, которые оказывают нефтепромысловые услуги должны расширяться путем расширения продуктового портфеля, а также путем расширения географии присутствия.

Нефтесервисные компании России

Нефтесервисные компании в Российской Федерации сформировались после того, как непрофильные активы были выведены из состава нефтегазодобывающих предприятий. Еще до недавнего времени нефтесервисного рынка в России не было. Оказание сервисных услуг в нефтяной промышленности в качестве самостоятельной отрасли сформировалось только в последние десятилетия прошлого века.

До этого момента предоставление нефтесервисных услуг ложилось на плечи подразделений, которые были в структуре нефтяных компаний. Подразделения, занимающиеся сервисом, были выделены по причине стремления к снижению расходов на содержание оборудования, а также проведению геологоразведочных работ. Таким образом, привлечение сторонних компаний с целью организации процесса, направленного на добычу полезных ископаемых, показало намного большую эффективность, чем содержание своих собственных сервисных подразделений. Это стало основной причиной, по которой стали одно за другим формироваться различные предприятия, которые предоставляют услуги нефтедобывающим компаниям.

Стоит сказать, что свыше десятка лет назад некоторые российские игроки торговали своими нефтесервисными активами с целью увеличения конкуренции. Ведь конкуренция является основным принципом рынка. Сервисный бизнес в качества части компании имел значительно меньшую эффективность и более низкое качество работ. Тогда как конкуренция заставляет независимые сервисные предприятия вести непрерывную работу, направленную на улучшение качества предоставляемых услуг. Кроме этого, конкуренция поддерживает в таких предприятиях готовность снижать ставки. В то же время нефтяные компании избавляются от обязанности оплачивать содержание мощностей, надежные условия и гарантию выполнения работ могут обеспечить долгосрочные контракты. Опираясь на эти соображения, в 2004 году компанией «ЛУКОЙЛ» было продано подразделение «ЛУКОЙЛ-бурение», в результате чего появилась компания Eurasia Drilling Company (EDC),  которая стала крупнейшим нефтесервисном бизнесе в России.

Два года назад у американской компании Schlumberger были планы приобрести данную российскую компанию, однако, сделка так и не состоялась по причине ее замораживания властями РФ. Еще раз стоит обратить внимание, что компания Schlumberger вместе с такими мировыми игроками, как Halliburton, Baker Hughes, Weatherford держат на контроле весь мировой рынок нефтесервисных услуг. При чем, каждая из указанных компаний имеет свою определенную специализацию.

«Газпром нефть» также решилась вывести из своей структуры сервисный блок. Случилось это в 2010 году, а сделка была завершена спустя год – в 2011. «Башнефть» продала свой нефтесервис и другие непрофильные активы на протяжении 2012 – 2013 гг.

Сотрудники компании «Газпром нефть» разделяют эту же точку зрения и не собираются вкладывать в нефтесервисный бизнес, за исключением высокотехнологичных компаний. В настоящее время на территории Российской Федерации свою деятельность ведут свыше 200 нефтесервисных компаний, которые делятся на три основные категории:

  • аффилированные с нефтегазовыми компаниями;
  • крупные сервисные компании;
  • средние и малые сервисные предприятия.

Российский рынок нефтесервисных услуг оценивается экспертами в 30 миллиардов долларов.